Об ассоциации

  
  
  
   
Список проектов
Члены ассоциации
Новости ассоциации

Фабрика программирование

Ассоциация «Общий Деловой Интерес (Независимая Ассоциация Дополнительного Образования)» (Ассоциация «ОДИ(НАДО)») «Современные профессии, инженерия и цифровые технологии. Возможный мир профессионализации.» Целевая группа: учащиеся 5-11 классов, студенты профильных ВУЗов, молодые специалисты Авторы: Конторин Владимир Александрович, председатель Ассоциации «ОДИ (НАДО)», директор АНО ЦНО «Эдиком». Ермаков Семён Вячеславович, к.ф.н., гл. специалист. Центр новых методик профессиональной подготовки Красноярского края. Аверков Михаил Сергеевич, директор КРМОО «Сибирский дом», эксперт «Открытый университет» (г. Москва) Научные консультанты Маркевич Дмитрий Маркович, д.ф.-м.н., чл.-корр. АН РФ. (г. Новосибирск) Аронов Александр Моисеевич, профессор кафедры «Информационные технологии обучения и непрерывного образования», Институт педагогики, психологии и социологии, СФУ. Бутенко Андрей Викторович, доцент кафедры «Общая педагогика», Институт педагогики, психологии и социологии, СФУ. Рудакова Галина Михайловна к.ф.-м.н., профессор, СибГТУ (г. Красноярск). Ассоциация «ОДИ (НАДО)» т. 8 (391) 293-14-65, e-mail: kontorin62@mail.ru 1. Пояснительная записка Цель: Овладеть навыками учебно-проектной деятельности и приобрести опыт продуктивной коллективной творческой деятельности учащимися в сфере информационных технологий на материале заказов. Задачи: 1. Актуализировать знания в предметных областях (физика, математика, биология и т.д.) и информационных технологиях. 2. Смоделировать деятельность коллектива разработчиков программных продуктов (ПП) с частичным циклом разработки. 3. Организовать работу участников в трёхуровневой структуре образовательного пространства: тьютор, куратор, наставник. 4. Познакомить участников с современными технологиями разработки ПП (экстремальное программирование, объектное программирование, организационными, инструментальными технологиями.). 5. Предоставить возможность различных проб в рамках учебно-проектной деятельности в сфере информационных технологий. 6. Овладение основами знаний по ИТ и предметам, необходимые для решения проектных задач с учётом уровня подготовленности участников. 7. Освоить современные способы презентаций представления достижений. 8. Организовать отбор участников для участия в региональных и международных этапах. 9. Обеспечить проектное взаимодействие со сверстниками, специалистами из Китая. Данная программа разработана на основе программ: «Фабрика программирования» (категория А, Б с 2001-2010 г.г. программы «Поколение-XXI: развитие человеческого потенциала»), «Бизнес в ИКТ-области», «Фабрика программирования «ОД» (победитель программы «Одарённые дети красноярья» 2010, 2013, 2014 г.), «Современные цифровые технологии. Возможный мир профессионализации» (номинант президентской программы по поддержке социально значимых видов деятельности НКО 2013 г.). К основным отличительным особенностям данной программы от уже существующих можно отнести: • разновозрастной уровень комплектации групп (5-11 кл., студенты); • формирование трёхуровневой позиционной структуры образовательного пространства: тьютор, куратор, наставник (площадка под тему прикладного исследования СО РАО «Профессионализация молодёжи в области информационных технологий в трёхуровневых образовательных сообществах»); • включённость межкультурного взаимодействия в рамках программы; • коллективная интеллектуальная деятельность; • организация профессиональных проб в рамках программы. В проект набираются учащиеся 5-11 классов по результатам собеседования (очного или заочного на сайте www.iq-server.ru) или на основании результатов участия в программах «Фабрика программирования». Актуальность программы задают рамочные контексты: 1. Взрывное развитие ИК технологий в мире и России рождает новые направления в экономике, новые рынки, новые профессии, новые технологии организации труда («Фрилансеры», Оффшорное программирование, виртуальная организация и т.д.), «сверхподвижность» сотрудников, значительное «омоложение» сотрудников в сфере ИКТ (примеры успешных реализаций проектов 14-летними людьми). 2. Начало реализации глобальных государственных проектов в сфере ИКТ: Президиум правительства одобрил проект государственной программы «Информационное общество на 2011-2020 годы». На реализацию программы планируется привлечь 88 млрд. руб. из федерального бюджета и ежегодно по 50 млрд. руб. из региональных, еще 200 млрд. руб.— за счет частных компаний. Из внебюджетных источников планируется финансировать развитие широкополосного доступа в интернет, сетей связи 3G и 4G и другие телекоммуникационные проекты. В рамках программы «Информационного общества» сформированы шесть подпрограмм: качество жизни граждан и условия развития бизнеса; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент и культурное наследие. Проекты такого масштаба формируют высокую потребность в квалифицированных сотрудниках, обеспечивают объёмы и многообразие задач (разработческих, внедренческих). Это задаёт перспективу развития, профессионального роста для молодых людей. 3. Модернизация общего среднего образования и появление новых технологий обучения и тестирования в образовании (Открытое образование, педагогика самоопределения, ЕГЭ, проект PISA, дистанционное образование и т.д.), выдвигают новые требования к учащимся школ и будущим студентам: умение применять знания на практике, самоорганизация, самообразование, информационная грамотность и т.д. При этом существует ряд проблем в школьном предмете «Информатика и ИКТ». Это касается и количества часов, выделенных на изучение ИКТ, и несоответствия тем в учебниках и вопросах по ЕГЭ (материалы анализа ЕГЭ по Санкт-Петербургу за 2010 г.). Как следствие - низкий уровень развития алгоритмического мышления. В Красноярском крае это приводит ещё к одному негативному проявлению – низкий процент призёров олимпиад по ИТ и программированию на уровнях выше краевого. 4. Отсутствие достаточного объёма мест предпрофессиональных проб приводит к выбору молодыми людьми ВУЗов с ИКТ профилем только на основе наличия дома компьютера, первичных навыков пользователя и простейших представлений о профессиях в сфере ИКТ, сформированных СМИ (более 80 % первокурсников по опросу .в 2010 г. КГТУ и СФУ ИКИТ). 5. Формирование новых мировых IT-центров в странах ранее считавшихся неразвитыми. Подобные феномены можно рассматривать как образцы. Особенно интересны вопросы, сочетания национальных специфик и глобальных тенденций в мировой экономике и на этой основе разворачивать процессы формирования идентичности (национальной, государственной и т.д.). В проекте осуществляется запуск виртуальной организации, специализирующейся на разработке программных продуктов. В ходе работы школы учащиеся принимают участие в имитационной экономической игре с элементами самоопределения, в процессах принятия решений, создают коллективы разработчиков программных продуктов, подобные существующим в хозяйственной мировой практике виртуальным организациям, и проигрывают на себе различные социальные роли. Это позволяет достаточно хорошо смоделировать следующие аспекты социокультурной реальности: экономический, информационно-технологический, организационно-управленческий. Команды разрабатывают, оформляют и представляют программные разработки, имеющие социальную и личную значимость, на материалах реальных заказов. При этом организуется режим генерации решений с элементами новизны и инновационности в реализации заказов. В данном проекте основными объектами образовательного действия являются такие новообразования, как: подготовка и принятие решений (анализ и оценка альтернатив; оценка деловых качеств, как своих, так и окружающих; оценка рисков и т.д.), планирование (этапы, ресурсы и т.д.), реализация (компромиссы, настойчивость, воля, последовательность и т.д.), навыки и способы организации контактных и дистанционных форм групповой работы, умения самоорганизации и учебные умения. На сегодняшний день существует дефицит образовательных практик, в которых учащиеся могли бы успешно выработать данные умения и способности. При этом, в рамках вышеуказанных контекстов, востребованность этих качеств весьма велика. Возможность приобретения перечисленных новообразований обеспечивается за счет использования в работе школы двух типов материалов: предметноорганизованного (основы работы с техническими средствами, программированием, ИТ и т.д.) и непредметноорганизованного (техники коммуникации, организации групповой работы, приемы планирования и т.д.). Общими результатами программы являются: • формирование базовых навыков организационной и деловой культуры (техник принятия решения, оценки ресурсов: знаний, времени и т.д.; ответственности, планирования, проектирования и т.д.); • освоение современных форм соорганизации; • освоение навыков публичных выступлений, презентаций; • овладение техниками выработки и реализации стратегий (экономическая игра, внутреннее и внешнее взаимодействие); • освоение основ межкультурных форм взаимодействия. В результате осваиваются три основные группы компетентностей. Первая группа обеспечивает самоорганизацию и управление разработческим коллективом (планирование, работа в группе, подготовка и принятие решения). Вторая группа – базовые профессиональные компетентности в области ИКТ (тех.задание, постановка задач, работа с заказчиком и т.д.). Третья группа – социокультурные компетентности, связанные с осуществлением публичных действий (подготовка и реализация стратегии, проявление, оформление, представление инициативы с целью привлечения людей к её реализации, межкультурное взаимодействие). Как следствие на личностном уровне это выражается в самостоятельности, ранней профессиональной ориентации и профессиональной деятельности, адаптации к командным соревновательным режимам деятельности, формированию элементов национальной идентичности. По результатам будут отобраны претенденты на участие в проекте «Современные цифровые технологии. Возможный мир профессионализации.» (номинант президентской программы поддержки социально значимых видов деятельности НКО в области образования), которые примут участие в международной школе (Модуль 2, г. Далянь, Китай). В проекте используются следующие формы организации деятельности: лекция, проектная деятельность, практическое занятие, отчёт, тренинг, защита проекта, презентация, аналитический разбор, консультация, тестирование, дистанционная лекция и т.д. Они проходят как в индивидуальном, так и в групповом вариантах (от 3 до 40 чел.). На схеме 1 показан ориентировочный режим занятий на модуле. Схема 1. Приблизительный режим занятий «Фабрика программирования». Время Мероприятия 8:00 8:20 Подъём 8:30 8:50 Утренняя зарядка 8:50 9:00 Уборка постелей, утренний туалет 9:00 9:20 Завтрак 9:20 9:50 общий сбор 9:50 12:10 Учебный процесс 12:10 14:00 Учебный процесс / работа в фирмах 14:00 14:30 Обед 14:30 15:00 Учебный процесс/работав фирмах 16:00 17:00 СПОРТивные мероприятия 17:10 19:00 работа в фирмах 19:00 19:30 Ужин 19:30 20:30 Отчёт Работа в фирмах 20:30 21:00 Подготовка к вечернему мероприятию/ Работа в фирмах 21:00 22:00 культурномассовые мероприятия 22:00 23:00 подготовка к отбою 23:00 23:00 Отбой В учебном процессе лекции идут параллельными потоками и каждый участник определяет свой набор. При этом существуют общие лекции, обязательные для всех. Формы сопровождения учащихся и варианты индивидуальных маршрутов учащихся. Дистанционная поддержка через сервер проектов Ассоциации «ОДИ (НАДО)» http://www.iq-server.ru. Будет открыт проект, в котором участники будут получать консультационную поддержку как в групповом, так и в индивидуальном режимах. Индивидуальные траектории строятся в пространстве предметно-содержательном (программирование, дизайн, реклама, управление, проектная деятельность. Пример индивидуального маршрута - направление «программирование СИ#», уровень продвинутый, менеджер. Участнику будет организованна: А) Лекционная и практическая поддержка с углублением по С# Б) консультационная поддержка по обсуждению проекта, который он собирается реализовывать и консультационная поддержка по специализированным темам СИ#. Которые используются при разработке проекта; В) Лекционная и практическая поддержка по менеджменту, тренинг по отчёту руководителя группы; Между модулями и по окончанию проекта предусмотрена дистанционная консультационная проектная поддержка (www.iq-server.ru). Формы и критерии оценки учащихся. Оценка участников проекта состоит из оценки успешности деятельности участников по следующим блокам: А) групповая и индивидуальная проектная деятельность; Б) учебная деятельность в рамка курса; В) участие в спортивных мероприятиях; Г) участие в культурных мероприятиях. При этом используются следующие формы: отчёт, тестирование, защита проекта, опрос и т.д. Экспертам задаются ориентировочные критерии для оценки, и они оценивают участников по 10-бальной системе. Эксперты могут дополнять систему критериев (следствие работы с вопросами открытого типа). Пример критериев: соответствие результатов планам, умение выделить причины неудачи, выявление удачных решений, соответствие способа решения содержанию задачи, адекватность ответов, структура презентации и её соответствие проекту, умение переформатировать вопрос и т.д. Подобные оценки всех экспертов по каждому участнику суммируются и образуют индивидуальный рейтинг участника (ИРУ) или групповой рейтинг (ГР). Конечный результат – ИРУ, ГР. Ориентировочные учебно-тематические планы. Модуль 1 «Фабрика программирования». № Наименование разделов, тем Базовые понятия Формы деятельности 1 Первичное тестирование алгоритм, язык программирования, ПО, алгоритмические структуры и т.д. тестирование 2 Разбивка на команды Опыт, личный интерес, личные знания, взаимодействие и т.д. собеседование, самопрезентация 3 Структура малых групп при разработке ПО Развитие группы, функционал, коммуникация, команда, роли. лекция-беседа 4 Корпоративная этика и сплочение коллектива. Корпоративная этика, кодекс, цен ности, принципы, миссия, коллек- тив, ответствен- ность. лекция-беседа, практическое занятие 5 Кто такой заказчик. Степень адекватности и можно ли с этим бороться? Заказчик, постановка задачи, история пользова теля, техника вза имодействия. Лекция, обсуждение тренинги 6 Личное планирование Задачи, действия, ресурс, самоорга низация, приори тет, таймменедж мент, алгоритм пла нирования, конвер тация ресурсов, лекция-беседа, практика, индивидуальные обсуждения 7 Планирование группы Уровни плани рования, глубина планирования, групповая цель, ресурсы, при оритет, конверта ция ресурсов, кон троль Лекция, семинарское занятие, обсуждение 8 Основы C#( Основы Web программирования) Программа, опе ратор, алгоритм, цикл, переменная, интерфейс, функ ция, объект Лекция, практи ческие занятия, кон сультации, самосто ятельная работа 9 Тестирование ПО Тест, тестовое задание, дневник тестирования, альфа-тестирование и т.д. Лекция, практическое занятие, тест 10 Ошибки при программировании ПО Код ошибки, логическая ошибка, ошибка исполнения, ошибка компиляции, «зависание», баг. Лекция, обсужде ние, демонстрация 11 Дизайн ПО Эргономичность, юзабилити, интер фейс, психология восприятия, огра ничения дизайна… Лекция, обсужде ние, демонстрация, консультация 12 Дизайн Сайтов Цветовое решение, шаблон, дизайн текстов, этапы … Лекция, обсужде ние, демонстрация, консультация 13 Основы дизайнерского ПО Растровая графика, интерфейс гр. пакетов, примитив, слой …. Лекция, обсужде ние, демонстрация, консультация 14 Алгоритмы Стандартные ал горитмы, циклы, вложенные циклы, ветвления, сложность алгоритма … Лекции, прак тические занятия, консультации, самостоятельная работа 15 Консультации по математике Последовательность, сложность алгоритма, системы счисления … Индивидуальные, групповые консультации, интернет поиск по рекомендациям 16 Отчёт Анализ работы, анализ ошибок, план работ, ответственность, самокритика, позитивная критика .. Выступление, презентация, обсуждение 17 Работа над заказом-проектом История пользователя, Самостоятельная работа, интернет-поиск, консуль тация, обсуждение, предпрофессиональная проба. 18 Интеллект-соревнование Логическое задание, систематезация, анализ … КВН, соревнование 19 Защита проектов Заказ, техническое задание …. Презентация, обсуждение Примечание: из этого перечня для каждого набора - направления (программист, дизайнер, рекламист) и оргпозиция (менеджер, гл. исполнитель, разработчик) формируется тематический комплект на 72 ак.ч. (14- лекции, 18 - практика, тренинги, 40 – консультации, проектная деятельность) на каждый модуль. Историческая справка Организует и проводит краевую интенсивную школу «Фабрика программирования» Детский Центр «IQ» (АНО ЦНО «Эдиком»). Центр существует более 20 лет. Одно из направлений деятельности Центра организация и проведение интенсивных компьютерных школ. С 2005 г. Центр стал членом Ассоциации «Общий Деловой Интерес (Независимая Ассоциация Дополнительного Образования)» и все проекты и школы проводятся под эгидой Ассоциации.. За время существования Ассоциация провела более 100 интенсивных школ в Красноярском крае, СФО и международных школ по темам: «Программирование антивирусных программ и вирусов», «WEB – технологии», «Геоинформационные технологии» (совместно с ВЦ СО РАН), «Нооген и ИТ» (совместно с КГУ), «Компьютерный видеомонтаж», «Компьютерная реклама», «Информационные технологии», «Информационные технологии и экономика», «Борьба цивилизаций», \"Видеомир - вторая реальность\", \"Фабрика программирования\", «Бизнес проектирование». Центр принимал непосредственное участие в организации и проведении первой краевой компьютерной школы. При проведении этих школ использовались различные организационные формы: от учебных до модельных с элементами самоуправления. Лектора: Руководители и сотрудники фирм Ай-Ти направления России, США, Англии, Индии, преподаватели вузов г. Красноярска, Новосибирска, сотрудники академических институтов. Возраст участников: 6-11 класс, студенты 1-3 курсы, магистры и молодые специалисты. Проект «Фабрика программирования» существует более 20 лет. С 2001 по 2010 г.г. в рамках Краевой программы развития дополнительного образования «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала” проект претерпел преобразование в годовую программу. В нём принимают участие школьники более чем 30 районов Красноярского края (Кодинск, Туруханский, Ново-Бирилюсский, Минусинский, Рыбинский, Берёзовский, Емельяновский районы, Балахтинский и т.д.), Новосибирска. В настоящее время, проект состоит из нескольких модулей, проводимых в течении года с межсессионным сопровождением проектов и проектных команд (www.iq-server.ru). Участие в проекте можно начинать с любой сессии. Максимальный результат участник получит при участии в нескольких сессиях. Устройство проекта представляет экономическую игру с мощным блоками теоретической поддержки, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Участники разбиваются на ФИРМЫ, которые выбирают заказы над которыми они будут работать. Внутри фирмы сотрудники выбирают свои профессиональные роли: программисты, дизайнеры, рекламные сотрудники. Также из сотрудников Фирмы выбираются: руководитель фирмы, ответственные исполнители (кастинги, собеседования). В результате в проекте основными объектами образовательного действия являются: подготовка и принятие решений (оценка альтернатив, анализ, оценки деловых качеств, как своих так и окружающих, оценка рисков и т.д.), планирование (этапы, ресурсы и т.д.) и реализация (компромиссы, настойчивость, воля, последовательность и т.д.), а также навыки и способы ДИСТАНЦИОННЫХ и КОНТАКТНЫХ ФОРМ организации групповой работы на материале Ай-Ти проектов. В рамках проекта реализована разработка более 100 программных продуктов. Двадцать образовательных программных продуктов приняты заказчиками и используются в учебном процессе в школах края, медицинских учреждениях, распространяются через интернет. Более 70 процентов участников проекта выпускников школ поступили в Вузы с информационным уклоном, более 10 процентов получили опыт самостоятельной профессиональной деятельности будучи школьниками. В настоящее время создана и работает группа участников проекта в рамках «Фирма JT». Это следующий этап развития проекта «Фабрика программирования» с большей профессиональной подготовкой, развитием навыков самообразования в режиме самостоятельного поиска заказав, прямого контакта с заказчиками. Сотрудники этой фирмы являются победителями и призёрами региональных смотр-конкурсов молодёжных IT-проектов «Soft парад». Несколько участников организовали свои фирмы по разработке программ, стали сотрудниками ведущих институтов и фирм в России, США, Англии, Германии. С 2011 г. является составной частью проекта «Современные цифровые технологии. Возможный мир профессионализации» (победитель президентской программы по поддержке социально значимых видов деятельности НКО), который проводится в форме конкурсного отбора на Международные информационно-инженерные школы (Председатель исполнительного комитета Конкурса – Маркович Дмитрий Маркович, чл.-кор. РАН., д. ф.-м. н.). В настоящее время в рамках проекта «Фабрика программирования» (мероприятий проекта «Современные цифровые технологии. Возможный мир профессионализации») проходят практику студенты КГПУ, Аэрокосмической академии, Сибгту, СФУ, НАХА по профилям программирование, архитектура, дизайн, реклама, педагогика и пр.). Открыта площадка по научно-практическому исследованию в области профессионализации (СО РАО), филиал кафедры информационных технологий СибГТУ. Вы хотите освоить новые технологии организации труда и разработки программных продуктов в реальном режиме работы на заказ, где от вас требуется инициатива, творческий подход, мобилизация своих возможностей с перспективой организации фирмы по разработке программ, сайтов - Вы должны попробовать себя в проекте «Фабрика программирования». Здесь Вы найдёте сообщество профессионалов и творческой молодёжи – свой мир.