Об ассоциации

  
  
  
   
Список проектов
Члены ассоциации
Новости ассоциации

Бизнес в IT-области

Ассоциация «Общий Деловой Интерес (Независимая Ассоциация Дополнительного Образования)» Программа направления «программная инженерия и цифровые технологии» летней профильной смены для интеллектуально одаренных школьников \\\"СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ, ИНЖИНИРИНГ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ВОЗМОЖНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ\\\" Программа рассчитана на учащихся 8–10 классов. Количество участников: 60 человек Cроки проведения: 24 июня – 14 июля 2015 года Место проведения: СОК «Зеленые горки» Авторы программы 1. Конторин В.А., председатель Ассоциации «ОДИ (НАДО)»; 2. Аверков М.С., генеральный директор КРМОО «Сибирский дом»; Научные консультанты программы: 1. Маркович Д.М., ч-лн-кор. РАН, д.ф.м.н., профессор, НГУ. 2. Аронов А.М., к.ф.-м.н., профессор, СФУ; 3. Бутенко А. В., к.ф.-м.н., доцент, СФУ; 4. Ермаков С.В., к.ф.н., доцент, СФУ. г. Красноярск, 2015 г. В последние годы в России всё больше и больше встаёт вопрос о новых кадрах для различных инженерных сфер деятельности. Этот вопрос на разных уровнях озвучивают руководители крупных предприятий и конструкторских бюро, преподаватели и руководство инженерных вузов, представители инвестиционных фондов, технопарков и бизнес–инкубаторах. Фиксируются: — отсутствие интереса у молодёжи к инженерной деятельности, низкое качество молодых кадров; — уход из профессиональной деятельности опытных кадров; — неготовность как опытных, так и молодых кадров к освоению и тем более созданию новых технологий, установка на работу по шаблону. Образование реагирует на возникшую ситуацию появлением различных организационных форм: профильные классы, инженерные классы, дуальное профессиональное образование, межвузовские магистратуры и т.д. Но эти организационные формы не могут преодолеть инерцию классно-урочной и лекционно-семинарской системы, делают акцент на увеличение объёма изучаемого материала, а не на применение знаний на практике и на формирование личного отношения к будущей профессиональной деятельности. В существующей системе подготовки будущих инженерных кадров можно выделить следующие проблемы: 1. Нарушение вертикальных возрастных связей в социуме, растущую возрастную стратификацию, разрушение межпоколенческих социальных и профессиональных связей. Сильная сторона молодёжи состоит в быстром усвоении новых технологий. Однако молодежь заметно уступает старшему поколению в способах их использования, их интеграции в социальные и производственные процессы. Если связь между поколениями нарушена, разрушается не только передача норм взаимодействия, опыта, но и «консервируются» модели детских форм поведения у молодёжи приходящей в профессиональную деятельность. 2. Почти полное отсутствие у молодёжи представления о содержании профессии (функциональные обязанности, виды деятельности, типы заданий, профессиональные нормы) По результатам многих проведённых опросов студентов поступающих в ВУЗы с информационным уклоном, большинство из них (до 70 %), считают достаточным основанием для выбора своей профессии наличие дома компьютера и хорошее владение офисными программами. Более 90 % школьников не имеют ясного образа и образца профессионала, 95% обозначают профессию как средство зарабатывания денег, 85 % - имеют разрыв в связке выбранный Вуз - будущая профессия. 96 % не могут обосновать свой выбор будущей профессии. 3. Низкий статус инженерных профессий в представлениях молодёжи о будущей карьере и социальном росте. У молодёжи практически отсутствует возможность получать системно выстроенную информацию о реальных задачах, о перспективных направлениях в тех или иных инженерных областях (несмотря на обилие интернет-сайтов, посвящённых обзорам перспектив современных технологий и инженерных разработок, формирующих реальное будущее). Такая возможность может появиться у школьников и студентов только при вхождении в профессиональные сообщества — но эти сообщества, как правило, закрытые для внешних участников. Эксперты отмечают, что в этих условиях резко возрастает значимость человеческих качеств (инициативность, ответственность, любознательность), практических компетентностей (умение работать в команде, способность к коммуникации, критическое мышление, определяющая рефлексия), видения горизонтов развития, общего культурного кругозора и эрудиции, что позволит будущим специалистам продуктивно включаться в межпоколенческие профессиональные коммуникации и социальное взаимодействия. Эти компетентности формируются в новых формах организации коммуникации, кооперации взаимодействия между действующими и будущими профессионалами, что требует: — разворачивания деятельностных форм образования, в которых участники внутри межвозрастной коммуникации и кооперации встраиваются в сложно организованную социальную среду; — разработки и реализации моделей, которые увязывают различные институции (общее образование, дополнительное образование, среднее и высшее профессиональное образование, консалтинг, краткосрочные обучающие курсы, повышение профессиональной квалификации) между собой, и тем формируют социальную среду для пропедевтики и ранней профессионализации. Социальная значимость данного проекта определяется следующим: 1. Проект опирается на положения следующих стратегических документов: «Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства 2011-2015гг.»; «Инновационная Россия -2020: стратегия развития инновационной политики»; «Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020», распоряжение правительства от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 2. В проекте создаются площадки для профессиональной ориентации и первых профессиональных проб на основе технологий, объединяющих просветительские подходы, воспитание человеческих качеств, востребованных в профессиональной деятельности, продуктивную проектную деятельность, взаимодействие с профессиональными сообществами, обеспечивающих рост общественного статуса инженерных профессий. 3. Проект оформляет, включающее в себя школьников, студентов, молодых профессионалов, учителей, и преподавателей ВУЗов, удерживающего ценности сложно организованной творческой деятельности в области современной инженерии, с образованием устойчивых социальных связей наставников, профессионалов и профессионализирующейся молодёжи. Представляемая программа является частью обозначенного проекта. Программа ориентирована на: • Разные уровни подготовки участников; • Работу над реальными заказами или заказами, имеющими коммерческую перспективу (по оценке экспертов); • Овладение базовыми компетенциями в областях программной инженерии, предпринимательства в IT-области и смежных областях; • Формирование новых познавательных и мотивационных потребностей участников; • Организацию площадок для профессиональных проб со сложной структурой организационных и профессиональных позиций; • На включение участников в профессиональные сообщества студентов, молодых специалистов и профессионалов; • Освоение содержания материала, который не нашел отражения в основных и элективных курсах образовательных программ общего среднего и высшего образования. Программа представляет из себя связанный комплекс процессов, который нацелен на стимуляцию и оценку организационных, творческих, инициативных возможностей участников. В этой связи, присутствующие в программе спортивные, культурно-познавательные, развлекательные мероприятия построены таким образом, чтобы иметь возможность экспертной оценки участия как команд (фирм), так и отдельных участников (сотрудников). Для более гибкого учёта подготовленности участников выделяются два уровня подготовленности: начинающий (beginner) и продвинутый (advanced), в общепринятой терминологии, а для учёта интересов – различные профессиональные позиции: программист, дизайнер ПО, рекламист ПО, сценарист, монтажёр, звукорежиссёр и т.д. По результатам реализации программы летней профильной смены участники, согласно своим рейтингам, имеют возможность получения дальнейшего сопровождения: через систему круглогодичных школ по инженерному образованию, дистанционных прикладных олимпиад, через участие в профильных международных школах и интенсивных школах г. Новосибирска, конференциях, которые проводятся Ассоциацией и её партнёрами в рамках проекта «Современные профессии, инжиниринг и цифровые технологии. Возможный мир профессионализации» на территории СФО. Цели программы: Основная цель — системное формирование у участников среднесрочной и долгосрочной перспектив профессиональных проб (в соответствии со сферой интересов) и образа своего профессионального будущего, Дополнительно — овладение базовыми компетенциями в областях программной инженерии, цифровых технологий в создании визуальных продуктов, управления программными разработками, дизайнерскими и художественными проектами, продвижения и позиционирования программных, дизайнерских и художественных продуктов. Задачи школы: — Провести открытые обсуждения, мастер-классы, авторские встречи для формирования у участников образа профессии и профессионала при активном участии наставников-профессионалов, молодых специалистов и экспертов; — Организовать профессиональные пробы участников в программной инженерии, дизайне, художественном творчестве с использованием цифровых технологий при активном участии наставников-профессионалов и молодых специалистов; — Организовать конкурсный отбор школьников для участия в интенсивных школах, в дистанционных прикладных олимпиадах на территории СФО и стран АТР; — Обеспечить консультационную поддержку участников в соответствии с выбранными направлениями работы и тематикой проектов; — Помочь выстроить индивидуальные образовательные стратегии для получения образования в области программной инженерии и смежных областях; — Выстроить прецеденты и оформить опыт профессиональной коммуникации; — Организовать ситуацию и помочь овладеть навыками презентации и защиты проекта. Формы работы в профильной смене: - лекционно-семинарские занятия; - мозговые штурмы; - аналитический разбор; - консультации; - отборочные кастинги; - интерактивные занятия; - творческие мастерские; - профессиональные пробы; - тренинги; - квесты, дискуссионные клубы, турниры и т.п. Лекционно-семинарские занятия освещают следующие темы (разбиваются по блокам и специализации): • Технологии разработки программного обеспечения (ПО). • Системы разработки ПО под MS Windows и универсальные виртуальные машины JVM, .Net. • Разработка 3D ПО. • Разработка WEB приложений. • Разработка мобильных приложений. • Алгоритмы и их эффективность. • Решение изобретательских задач. • Жизненный цикл продукта. • Планирование деятельности разработческих коллективов («Искусство пасти котов», умение побуждать к творчеству и управлять творческими людьми). • Дизайн ПО. • Реклама ПО. • Фирменный стиль. • Компьютерная графика. • Рекламные тексты. • Звукомонтаж. • Видеомонтаж. • Анимационное производство. • Основы актёрского мастерства. • Основы грима. • 3D графика. • Основы сценарного мастерства. • Основы мастерства постановки и постановочных съёмок. • Режиссура. • Этапы развития творческого коллектива. • История технологических инноваций. • Потребности в профессиональных ресурсах Сибири. • Структура рынка труда в настоящем и ближайшем будущем. • Профессиональные стратегии и стратегии профессионализации. • Стратегии самообразования. Творческие мастерские: • «Как сформулировать проектную идею». • «Рекламная идея». • «Корпоративные принципы». • «Планирование. Работа с ресурсами». • «Грим, костюм, жест: выражение образа». • «Сюжет, фабула, хронотоп: компьютерные игры и художественные фильмы». • «Оформление фирмы». Мастер классы: • «Написание техзадания. Истории пользователя». • «Дизайн упаковочного материала для ПО». • «3D-анимация». Мозговые штурмы: • «Рекламная идея». • «Описание проекта». • «Современный герой». Тренинги: • «Отчёт за проделанную работу». • «Защита проекта». • «Цели и задачи». • «Задай вопрос». Отборочные кастинги: • Программист. • Дизайнер. • Рекламист. • Менеджер фирмы. • Режиссёр. • Сценарист. • Звукорежиссёр-оператор. • Актёр. • Костюмер-гримёр. • Монтажёр. • Продюсер. Консультации: • Программирование СИ#. • Программирование WEB. • Сетевое программирование. • Дизайн сайтов. • Дизайн ПО. • 3D-моделирование. • Разработка эмблем и логотипов. • Управление фирмой. • Актёрское мастерство. • …. Описание летней смены проекта \\\"СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ, ИНЖИНИРИНГ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ВОЗМОЖНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ\\\" Вся смена разбита на 3модуля: • «Конструктор будущего: мир экономики и профессий» (1-5 дни смены); • «Фабрика программирования» (6-13 день смены); • «Видеомир: люди и профессии» (14-20 дни смены); Каждый модуль объединен общей целевой установкой: Модуль 1 – развернуть представление у участников о содержании профессии и сформировать собственное представление о своей будущей профессии и её месте в экономической системе региона, страны, мира (Первый миф о профессии). Участники объединяются в мини-группы, которые должны подготовить описание будущей профессии: требования к знаниям, личностным качествам, перспективы, включённость в региональную, страновую экономическую ситуацию, функциональный набор, путь вхождения в профессию и т.д.. Как материал они используют Обзорные лекции, встречи с профессионалами, обсуждения с кураторами, экспертами, материал из Интернета и т.д.. В конце каждая группа представляет свой вариативный доклад и защищает его. Каждый участник пишет эссе «Мой путь в профессию». Эксперты оценивают эту работу. Модуль 2 – получить собственный опыт профессиональной пробы с оценкой экспертов и профессионалов о её успешности. В фокусе – умение работать в ситуации задачи открытого типа, с неизвестным материалом и выстраивать профессиональную коммуникацию. Все участники проходят кастинги (испытания) и делятся на группы (фирмы) с учётом результатов. В каждой группе есть программисты, дизайнеры, рекламисты. Так же в группе выделяются организационные позиции: менеджер фирмы, помощник менеджера, ответственный исполнитель, исполнитель. К каждой фирме прикрепляются по 3 куратора. Фирмам предлагается набор заказов-проектов для выполнения. Каждая группа выбирает не менее 3 заказов. Участникам читаются лекции и проводятся практические занятия по трём направлениям и каждое направление разделяется на два уровня подготовленности. Интенсивность максимальная первые три дня. Каждый день фирмы делают отчёт о проделанной работе и своих планах на следующий день. По результатам получают рейтинговую оценку и рекомендации кураторов и экспертов. Затем упор переносится на консультационные формы, где содержание задаётся заказами-проектами. Ежедневно проводятся спортивные мероприятия, вечерние мероприятия которые так же оцениваются кураторами и экспертами. В последний день проводится итоговая защита проектов – «Фестиваль программ». По итогам работы и представления на «Фестивале программ» определяется самая богатая фирма и проводится конкурс самый богатый сотрудник (поощряются денежными призами) Результатом модуля являются: описания заказов (ТЗ), тексты программ, описания алгоритмов, исполнимы модули, наборы дизайнерских оформлений фирм, программ, сайтов, лозунги, слогоны, сценарии рекламных роликов, рекламные ролики, звуковые библиотеки и т.д. Модуль 3 – анализ опыта модуля 2 и создание образцов и образов профессионалов (второй миф о профессии) в формате видеопродукции: короткометражный фильм, музыкальный клип, документальный фильм, анимационный фильм. В фокусе – творческие и организационные возможности участников. Все участники проходят кастинги (испытания) и делятся на группы (кинокомпании) с учётом их результатов. В каждой группе есть сценаристы, режиссёры-операторы, звукорежиссёры, актёры, монтажёры цифрового видео, костюмеры-гримёры и т.д.. Так же в группе выделяются организационные позиции: менеджер фирмы (продюссер), помощник менеджера, ответственный исполнитель, исполнитель. К каждой фирме прикрепляются по 3 куратора. Фирмам предлагается создать три фильма разных видов. Участникам читаются лекции и проводятся практические занятия по направлениям (см. выше) и каждое направление делится на два уровня подготовленности. Интенсивность максимальная первые два дня. Выстраивается работа по анализу личной работы в модуле 2 и Модуля 1. Каждый день фирмы делают отчёт о проделанной работе и своих планах на следующий день. По результатам получают рейтинговую оценку и рекомендации кураторов и экспертов. Затем упор переносится на консультационные формы, где содержание задаётся заказами-проектами. Ежедневно проводятся спортивные мероприятия, вечерние мероприятия которые так же оцениваются кураторами и экспертами и носят профильный характер (кинопросмотры с обсуждениями, профильные конкурсы и т.д.). В последний день проводится итоговая защита проектов – «Кинофестиваль». По итогам работы и представления на «Кинофестивале» определяется самая богатая киностудия и проводится конкурс самый богатый сотрудник (поощряются денежными призами) Результатом модуля являются: сценарии, сценарные планы и т.д фильмов, описание образов и образцов профессионалов, наборы дизайнерских оформлений киностудий, лозунги, слогоны, трейлеры фильмов, рекламные ролики киностудий, звуковые библиотеки и т.д. Общими результатами летней сессии программы являются : • формирование базовых навыков организационной и деловой культуры (техник принятия решения, оценки ресурсов: знаний, времени и т.д.; ответственности, планирования, проектирования и т.д.); • освоение современных форм соорганизации; • освоение навыков публичных выступлений, презентаций; • овладение техниками выработки и реализации стратегий (экономическая игра, внутреннее и внешнее взаимодействие). В результате осваиваются три основные группы компетентностей. Первая группа обеспечивает самоорганизацию и управление разработческим коллективом (планирование, работа в группе, подготовка и принятие решения). Вторая группа – базовые профессиональные компетентности в области ИКТ (тех.задание, постановка задач, работа с заказчиком и т.д.). Третья группа – социокультурные компетентности, связанные с осуществлением публичных действий (подготовка и реализация стратегии, проявление, оформление, представление инициативы с целью привлечения людей к её реализации). Как следствие на личностном уровне это выражается в самостоятельности, ранней профессиональной ориентации и профессиональной деятельности, адаптации к соревновательным режимам деятельности. Формы контроля. Для контроля результатов деятельности участников используются следующие формы: экспертное заключение, эссе, тестовые испытания, презентации, конкурсы, командное первенство и т.д. Учебная программа. Часовая нагрузка по модулям.* № Наименование разделов (модулей) и дисциплин Количество часов Всего в том числе лекции практические занятия консультации Проектная деятельность 1 «Конструктор будущего: мир экономики и профессий» 86 12 24 30 20 2 «Фабрика программирования» (3 направления по 2 уровня) 190 32 36 90 36 3 «Видеомир: люди и профессии» (5 направлений) 276 40 80 120 36 *Примечание: распределение часов приблизительное, т.к. может быть коррекция из-за уровня участников, сложности выбранных проектов и т.д. Позиционный состав управленческой и педагогической команды. № п/п ФИО Место работы, должность, ученая степень, звание Позиция в Летней академии 1 Аверков Михаил Сергеевич Генеральный директор Красноярской региональной молодёжной общественной организации «Сибирский дом», специалист КГБУ «Центр современных технологий профессионального образования», Эксперт \\\"Открытого корпоративного университета\\\" (Москва). Лектор, эксперт, наставник, куратор 2 Ермаков Семён Вячеславович К.ф.н., доцент кафедры информационных технологий в образовании и непрерывного образования Института педагогики, психологии и социологии ФГОУ ВПО «Сибирский Федеральный университет». лектор, эксперт, наставник, куратор 3 Конторин Владимир Александрович директор АНО ЦНО «Эдиком», председатель Ассоциации «ОДИ (НАДО)». Руководитель, лектор, эксперт, наставник, куратор 4 Левштанов Лев Михайлович магистр, ИНиГ СФУ Лектор, куратор 5 Тарасенко Надежда Сергеевна Студентка, КГПУ Лектор, куратор 6 Менщикова Анастасия Андреевна Студентка, СибГТУ Лектор, куратор 7 Колотовкин Дмитрий Юрьевич Студент, КГПУ Лектор, куратор 8 Шахова Ольга Николаевна Студентка, СибГТУ Лектор, куратор 9 Болбат Владимир Анатольевич КРМОО «Сибирский дом» Лектор, куратор 10 Костромитина Маргарита Юрьевна бакалавр ИППС СФУ, магистрант ГУ ВШЭ (Москва) Лектор, куратор 11 Корчмит Лидия Павловна бакалавр ИППС СФУ; сотрудник МЦ \\\"Лидер\\\", Ачинск Лектор, куратор 12 Тертышный Виктор Александрович студент СибГАУ Лектор, куратор 13 Бродт Игорь Михайлович Магистр, ИКИТ СФУ Лектор, куратор 14 Гамова Марина Сергеевна Директор ООО «Эдиком» Лектор, куратор, зам по хоз. 15 Определяются кураторы,2 человека Студенты (НГУ, УрФУ) и сотрудники профильных фирм Лекторы, кураторы 16 Аронов Александр Моисеевич к.ф.-м.н., профессор, СФУ. Эксперт, лектор 17 Бутенко Андрей Викторович к.ф.-м.н., доцент СФУ. Эксперт, наставник 18 Перов Юрий Николаевич Магистр, Кембриджский Университет (Англия) лектор, эксперт 19 Безруков Анатолий Андреевич к.ф.-м.н., зав. кафедрой «Информационные технологии и современные средства обучения», профессор (КГПУ), руководитель образовательных программ (INTEL, Красноярского края более 20 лет), опыт повышения квалификации в сфере образования (более 30 лет), разработчик и организатор 10 интенсивных школ.. лектор, эксперт 20 Пушкарёв Владимир Андреевич Директор ООО «Торэнс» (г. Красноярск) лектор, эксперт 21 Якубайлик Олег Эдуардович К.ф.-м.н., профессор СФУ, В.Н.С. Лектор, эксперт 22 Определяются лекторы, эксперты 3-6 чел. СФУ, институты СО РАН, сотрудники и директора фирм. Лекторы, эксперты Список литературы: • Справочное руководство Delphi 7 • Справочное руководство Си# • Дмитрий Осипов, Delphi XE2, «БХВ-Петербург», 2012 • Михаил Абрамян, Visual C# на примерах, «БХВ-Петербург», 2008. • Справочное руководство VB • Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. — СПб: Символ-плюс, 2010. — 272 с. • Бебина О. И. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Формирование педагогической мобилизационно-функциональной компетенции студентов ВУЗа» • Головач В. В. «Дизайн пользовательского интерфейса: Искусство мыть слона» • А. К. Гультяев, В. А. Машин, Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса, Корона-Принт, 2007, 352 ст. • С. Браун, Visual Basic 6. Учебный курс, Питер, 2007 г., 576 ст. • Курушин В.Д, Дизайн и реклама, ДМК Пресс, 2006 г., 272 с. • Бердышев С.Н., Искусство оформления сайта, Дашков и Ко, 2010 г.,148 с. • Алистэр Коуберн, Лори Вильямс, Парное программирование: преимущества и недостатки, http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=613 • Humphrey, W.S., A Discipline for Software Engineering. SEI Series in Software Engineering, ed. P. Freeman, Musa, John. 1995: Addison Wesley Longman, Inc. • Humphrey, W.S., Introduction to the Personal Software Process. 1997: Addison-Wesley. • Cockburn, A., Crystal \\\"Clear\\\": A human-powered software development methodology for small teams, Addison-Wesley, 2001, in preparation. • Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. • Барлас Т.В. От конфликтов к обретению Я. //Популярная психология М.: Academia, 1997 • Социальная психология. Под ред. Журавлева А.Л. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с. • Келли Л.Мэрдок, 3DS max 4, Москва, С.-П., Киев, 202 с. • Ананьев А.И., Фёдоров А.Ф., Самоучитель VBasic 6.0, СПБ, 2000 г. • Галисеев Г.В., Программирование в среде Delphi 7, Москва, 2003 г. • Сафронов И.К., VBasic в задачах и примерах, СПБ, 2006 г. • Андреев А.Г. и др., Microsoft Windows 2000/ Server и Professional. Русские версии, СПБ, 2003 г. • Хомоненко А.Д. и др., Delphi 7, СПБ, 2007 г. • Юров В.И., Assembler практикум, СПБ, 2004 г. • Кузан Д.Я., Шапоров В.Н., Программирование WIN32 API в Delphi, СПБ, 2005 г. • Роббинс Д., Поиск и устранение ошибок в программах под Windows, Москва, 2005 г. • Долинский М.С., Решение сложных и олимпиадных задач по программированию, СПБ, 2006 г. • Бенкен Е.С., PHP, MySQL, XML: программирование для интернета, СПБ, 2008 г. • Чернорудский И.Г., Методы принятия решений, СПБ, 2005 г., 2008 г. • Пауэлл Томас А., Уитворд Дэн, HTML: справочник программиста, Москва-Минск, 2003 г. • Бобровский С., Delphi6 и kylix: библиотека программиста, СПБ. 2002 г. • Сэм Ллойд, Математическая мозаика, Москва, 1995 г. • Маров М.Н., Энциклопедия 3DS MAX 6, СПБ, 2005 г. • Культин Н.Б.,Delphi в задачах и примерах, СПБ, 2008 г. • Уэбстер, Гордон, Планирование и управление проектами для менеджеров, Москва, 2006 г. • Болски М.И., Язык программирования СИ. Справочник, Москва, 1988 г. • Рудакова Г.М., Конычев А.Н., Лукенский П.Н., Информатика и вычислительная техника: сборник текстов по программному и аппаратному обеспечению для студентов и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по специальности 220400, Красноярск, 2005 г. • Белунцов В., Новейший самоучитель по работе с видео на компьютере, Москва 2002 г. • Ведение переговоров и разрешение конфликтов, под ред. Харитонова Е., Москва, 2008 г. • Жув Д., Массони Д., Подбор персонала, СПБ, 2003 г. • Бйджелоу С., Железо ПК. Хитрости, СПБ, 2006 г. • Галисеев Г.В., Ассемблер IBM PC, Москва, 2004 г. • Лапин А.Н., Стратегическое управление современной организацией, Москва, 2004 г. • Петцольд Ч., Программирование с использованием Microsoft WindowsForms. Мастер класс.,Москва, 2006 г. • Алан Купер, Психбольница в руках пациентов. СПБ, 2004 г. • Красиков И.В., Красикова И.Е., Алгоритмы. Просто как дважды два. Москва, 2006 г. • Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П,, Забавная арифметика. Москва, 1991 г. • Ворожейкин И.Е,, Кибанов А.Я., Захаров Д.К, Конфликтоглогия. Москва, 2002 г. • Смирнов В.И., Уроки программирования: Pascal Delphi. Красноярск, 2002 г. • Милов А.В. Основы программирования в задачах и примерах. Харьков, 2003 г. • Лутц Роберт А. Восемь законов Крайслер: законы бизнеса, которые сделали Chrysler одной из самых успешных в мире автомобильных корпораций. Москва, 2004 г. • Чен М.С,, Грифис С.В,, Изи Э.Ф. Программирование на JAVA: 1001 совет. Минск, 1997 г. • Кузнецов И.Н. Корпоративная культура: учебное пособие. Минск, 2006 г. • Остерлох Хезер TCP/AP/Симейство протоколов передачи данных в сетях компьютеров.СПБ, 2002 г. • Мэрдок, Келли Л. 3DS MAX 4.Библия пользователя. Москва, 2002 г. • Боресков А.В. Расширения Open GL. СПБ,, 2005 г. • Краснов М.В, Open GL. Графика в проектах Delphi. СПБ, 2002 г. • Крупник А., Изучаем СИ. СБ, 2002 г. • Красиков И.В., Красикова И.Е., Изучаем СИ++. Просто как дважды два. Москва, 2005 г. • Кондрашов А.П. Большая книга занимательных фактов в вопросах и ответах. Москва, 2007 г. • Пономаренко С., CorelDraw 8. СПБ, 1998 г. • Кэрол Ойстер Социальная психология групп. Эффективная работа с людьми. СПБ, 2004. • Джонс Э., Оланд Дж. Программирование в сетях Microsoft Windows. Мастер класс. Москва, 2002 г. • Любавин С.А Программирование на Delphi Win32, Москва, 2008 г. • Люк Хэрриот Первые шаги. Цифровой дизайн. Москва, 2006 г. • Айриг С., Айриг Э. Сканирование – профессиональный подход. Минск, 1999 г. • Брюс Робертсон, Интенсивный курс рисования. Минск, 2000 г. • Кортлэнд Л. Бове, Уильям Ф. Аренс, Современная реклама. Тольятти, 1995 г. • Кен Ауэр, Рой Миллер, Экстремальное программирование: постановка процесса. С первых шагов и до победного конца. СПБ, 2004 г. • Шевякова Д.А., Степанов А.М., Карпов Р.Г., Самоучитель Visual Basic 2005. СПБ, 2007 г. • Гарнаев А.Ю. Самоучитель VBA. СПБ, 1999 г. • Малышев С.А,, Самоучитель VBA. Как это делается в Word, Excel, Access. СПБ, 2001 г. • Рейнхардт Р., Ленц Д., Flash 5. Библия пользователя. Москва, 2002 г. • Буляница Тамара, Дизайн на компьютере., Питер, 2003 г. • Интернет ресурс – электронная библиотека http://domaknig.net/personalniykomputer/webrazrabotki/ • Интернет ресурс – электронная библиотека http://bookwar.ru/ • Интернет ресурс – электронная библиотека http://www.litru.ru/ • Азимов А. Я, робот. / Любое издание. • Альтшуллер Г. С. НАЙТИ ИДЕЮ. Введение в теорию решения изобретательских задач. — 2-e изд., доп. — Новосибирск: Наука. 1991. • Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. • Арнольд В. И. Теория катастроф. М.: «Едиториал УРСС», 2009. • Бейтсон Г. Когда ангелы страшатся. Екатеринбург: 1994. • Бейтсон Г. Экология разума. М.: 2001. • Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма: новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс, 2007. • Бергер П., Луман Н. Социальное конструирование реальности. М., 1995. • Бродский И. Меньше единицы. Полторы комнаты. Нобелевская лекция. Любые издания. • Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П.М. Кудюкина. Под общей редакцией Б.Ю. Кагарлицкого. — СПб., «Университетская книга», 2001. • Верн Ж. 20 000 лье под водой. Таинственный остров. Робур-завоеватель. 500 миллионов бегумы. Любые издания. • Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1958. • Винер Н. Творец и робот. М.: Наука, 1966. • Выготский Л. С. Трагедия о Гамлете, принце датском. / Выготский Л. С. Психология искусства. М.: «Просвещение», 1986. • Гарин-Михайловский Н.М. Детство Тёмы. Гимназисты. Студенты. Инженеры. Любые издания. • Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: «Мир», 1988. • Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. / Декарт Р. Сочинения, в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. • Ефимов В. С., Лаптева А. В., Ермаков С. В. и др. Возможные миры или создание практики творческого мышления. Красноярск, 1994 • Ильенков Э.В. Учиться мыслить. // Философия и культура. М., 1991. • Ильенков Э. В. Что такое человек. / Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: 1989. • Ильенков Э.В. Философия и молодость. // Философия и культура. М., 1991. • Иноземцев В.Л. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии // «Полис: политические исследования», № 6-2000. • Кагарлицкий Б.Ю. Периферийная империя. — М., 2003. • Кагарлицкий Б.Ю. От империй — к империализму. — М., 2010. • Кагарлицкий Б.Ю. Неолиберализм и революция. — М., 2013. • Кларк А. Космическая одиссея. / Любое издание. • Княгинин В.Н., Щедровицкий П.Г. Промышленная политика России. Кто оплатит издержки глобализации. — М.: «Европа», 2005. • Константиновский М.А. Ищу себя. Книга о профессиях. М., 1984. • Лем С. Эдем. Сказки роботов. Кибериада. Рассказы о пилоте Пирксе. / Любые издания. • Лещенко В. Ветвящееся время. История, которой не было. М.: 2003. • Мамардашвили М.К. Проблема человека в истории / О человеческом в человеке. М, 1991. • Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии / Любое издание. • Павлов С. Чердак вселенной. Корона Солнца. Акванавты. Лунная радуга. Волшебный локон Ампары. Любые издания. • Переслегин С.Б. Возвращение к звёздам. М.-СПб: АСТ; Terra fantastica, 2003. • Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.-СПб: АСТ; Terra fantastica, 2005. • Пригожин И., Николс Г. Познание сложного. М.: «Мир», 1990. • Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна багровых туч. Путь на Амальтею. Понедельник начинается в субботу. Трудно быть Богом. Гадкие лебеди (Время дождя). Обитаемый остров. Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя. • Фейнман Р. «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман?». М.: «Наука», 1988. • Фихте И.-Г. Назначение человека / Фихте И.-Г. Сочинения в 2-х томах, т. 2. М.: Мифрил, 1993. • Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М.: Территория будущего, 2006. • Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.