Об ассоциации

  
  
  
   
Список проектов
Члены ассоциации
Новости ассоциации

Краевая весенняя интенсивная школа "Фабрика программирования - ОД" (Канск)

«Фабрика программирования «ОД» Модуль 1 Номинация: физико-математическое Целевая группа: учащиеся 8-11 классов Продолжительность: 5 дней Автор: Конторин Владимир Александрович, Ассоциация «Общий Деловой Интерес (Независимая Ассоциация Дополнительного Образования)», председатель ассоциации, т. 8 (391) 293-14-65, e-mail: kontorin62@mail.ru Информация об организации-заявителе. Тип организации: Ассоциация. Название организации: Ассоциация «Общий Деловой Интерес(Независимая Ассоциация Дополнительного Образования)». Сокращённое название: Ассоциация «ОДИ (НАДО)». Юридический адрес: 660075, г. Красноярск, ул. Прушинской, д. 5. Фактический адрес: 660075, г. Красноярск, ул. Прушинской, д. 5. Почтовый адрес: 660028, г. Красноярск, ул.Толстого, д. 65, кв. 3. Ф.И.О. председателя Ассоциации «ОДИ (НАДО)»: Конторин Владимир Александрович. Ф.И.О. руководителя программы: Конторин Владимир Александрович. Контактные телефоны: 8(391) 293-14-65. Электронная почта: kontorin62@mail.ru. Банковские реквизиты: ОГРН* 1052460050301 ИНН* 2460069252 КПП* 246001001 Банк* Красноярская дирекция ЗАО КБ \\\"Кедр\\\" г. Красноярск БИК* 040407415 Р/с*40703810700000006925 К/с*30101810300000000415 1. Пояснительная записка Цель: Овладеть навыками учебно-проектной деятельности и приобрести опыт продуктивной творческой деятельности одаренными учащимися в сфере информационных технологий на материале мини-заказов и олимпиадных заданий адаптированных под форму заказа. Задачи: 1. Актуализировать знание математики и информационных технологий через учебное моделирование деятельности коллектива разработчиков программных продуктов (ПП). 2. Познакомить участников с современными технологиями разработки ПП (экстремальное программирование, объектное программирование, организационными, инструментальными технологиями.). 3. Предоставить возможность различных проб в рамках учебно-проектной деятельности в сфере информационных технологий и олимпиадного движения. 4. Овладение основами знаний по ИТ и математике, необходимые для решения олимпиадных задач. 5. Освоить современные способы презентаций представления достижений. Актуальность программы задают рамочные контексты: 1. Взрывное развитие ИК технологий в мире и России рождает новые направления в экономике, новые рынки, новые профессии, новые технологии организации труда («Фрилансеры», Оффшорное программирование, виртуальная организация и т.д.), «сверхподвижность» сотрудников, значительное «омоложение» сотрудников в сфере ИКТ (примеры успешных реализаций проектов 14-летними людьми). 2. Начало реализации глобальных государственных проектов в сфере ИКТ: Президиум правительства одобрил проект государственной программы «Информационное общество на 2011-2020 годы». На реализацию программы планируется привлечь 88 млрд. руб. из федерального бюджета и ежегодно по 50 млрд. руб. из региональных, еще 200 млрд. руб.— за счет частных компаний. Из внебюджетных источников планируется финансировать развитие широкополосного доступа в интернет, сетей связи 3G и 4G и другие телекоммуникационные проекты. В рамках программы «Информационного общества» сформированы шесть подпрограмм: качество жизни граждан и условия развития бизнеса; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент и культурное наследие. Проекты такого масштаба формируют высокую потребность в квалифицированных сотрудниках, обеспечивают объёмы и многообразие задач (разработческих, внедренческих). Это задаёт перспективу развития, профессионального роста для молодых людей. 3. Модернизация общего среднего образования и появление новых технологий обучения и тестирования в образовании (Открытое образование, педагогика самоопределения, ЕГЭ, проет PISA, дистанционное образование и т.д.), выдвигают новые требования к учащимся школ и будущим студентам: умение применять знания на практике, самоорганизация, самообразование, информационная грамотность и т.д. При этом существует ряд проблем в школьном предмете «Информатика и ИКТ». Это касается и количества часов, выделенных на изучение ИКТ, и несоответствия тем в учебниках и вопросах по ЕГЭ (материалы анализа ЕГЭ по Санкт-Петербургу за 2010 г.). Как следствие - низкий уровень развития алгоритмического мышления и снижение количества учащихся, выбравших сдачу ЕГЭ по ИКТ (понизился с 5% до 2,5% от общего количества сдающих). В Красноярском крае это приводит ещё к одному негативному проявлению – низкий процент призёров олимпиад по ИТ и программированию на уровнях выше краевого. 4. Отсутствие достаточного объёма мест предпрофессиональных проб приводит к выбору молодыми людьми ВУЗов с ИКТ профилем только на основе наличия дома компьютера, первичных навыков пользователя и простейших представлений о профессиях в сфере ИКТ, сформированных СМИ (более 80 % первокурсников по опросу .в 2010 г. КГТУ и СФУ ИКИТ). В проекте осуществляется запуск виртуальной организации, специализирующейся на разработке программных продуктов (олимпиадные задания по программированию рассматриваются как одна из разновидностей ПП со своим специфическим предметным и межпредметным содержанием). В ходе работы школы учащиеся принимают участие в имитационной экономической игре с элементами самоопределения, создают коллективы разработчиков программных продуктов, подобные существующим в хозяйственной европейской практике виртуальным организациям, и проигрывают на себе различные социальные роли. Это позволяет достаточно хорошо смоделировать следующие аспекты социокультурной реальности: экономический, информационно-технологический, организационно-управленческий. Команды разрабатывают, оформляют и представляют программные разработки, имеющие социальную и личную значимость, на материалах реальных заказов и олимпиадных задач. В данном проекте основными объектами образовательного действия являются такие новообразования, как: подготовка и принятие решений (анализ и оценка альтернатив; оценка деловых качеств, как своих, так и окружающих; оценка рисков и т.д.), планирование (этапы, ресурсы и т.д.), реализация (компромиссы, настойчивость, воля, последовательность и т.д.), навыки и способы организации контактных и дистанционных форм групповой работы, умения самоорганизации и учебные умения. На сегодняшний день существует дефицит образовательных практик, в которых учащиеся могли бы успешно выработать данные умения и способности. При этом, в рамках вышеуказанных контекстов, востребованность этих качеств весьма велика. Возможность приобретения перечисленных новообразований обеспечивается за счет использования в работе школы двух типов материалов: предметноорганизованного (основы работы с техническими средствами, программированием, ИТ и т.д.) и непредметноорганизованного (техники коммуникации, организации групповой работы, приемы планирования и т.д.). Общими результатами программы являются (табл. 1): • формирование базовых навыков организационной и деловой культуры (техник принятия решения, оценки ресурсов: знаний, времени и т.д.; ответственности, планирования, проектирования и т.д.); • освоение современных форм соорганизации; • освоение навыков публичных выступлений, презентаций; • овладение техниками выработки и реализации стратегий (экономическая игра, внутреннее и внешнее взаимодействие). В результате осваиваются три основные группы компетентностей. Первая группа обеспечивает самоорганизацию и управление разработческим коллективом (планирование, работа в группе, подготовка и принятие решения). Вторая группа – базовые профессиональные компетентности в области ИКТ (тех.задание, постановка задач, работа с заказчиком и т.д.). Третья группа – социокультурные компетентности, связанные с осуществлением публичных действий (подготовка и реализация стратегии, проявление, оформление, представление инициативы с целью привлечения людей к её реализации). Как следствие на личностном уровне это выражается в самостоятельности, ранней профессиональной ориентации и профессиональной деятельности, адаптации к соревновательным режимам деятельности. По результатам будут отобраны претенденты на участие в проекте «Современные цифровые технологии. Возможный мир профессионализации.» (в рамках президентской программы поддержки социально значимых видов деятельности НКО в области образования), которые примут участие во втором дистанционном отборочном туре на международную школу в Индии. Модули, их основные темы, ожидаемые результаты и эффекты. Табл. 1. Номер и название модуля Результаты модуля Результаты Эффекты Темы Технологии ИКТ Проектная деятельность Коллективное взаимодействие Олимпиадный блок 1. Модуль «Фабрика программирования «ОД»» (интенсивная школа 5 дней). Изучение основ программирования (СИ#) Знакомство с технологией описания технического задания «истории пользователей» (гибкое взаимодействие) Проблематизация постановки задачи для разных типов заданий. Знакомство с технологией организации взаимодействия \\\"Экстремальное программирование\\\" (гибкое взаимодействие) Математика олимпиадных задач разобрано решение 10 заданий уровня городских олимпиад по программированию формирование простейших навыков организационной и деловой культуры (техник принятия решения, оценки ресурсов: знаний, времени и т.д.; ответственности, планирования, проектирования и т.д.) формирование основ по постановке задач. освоение навыков публичных выступлений овладение техниками выработки и реализации стратегий (экономическая игра, внутреннее и внешнее взаимодействие) освоение дистанционных форм соорганизации. Применение на личной практике технологий организации групп, (10 %) 1. Математика олимпиадных задач. 2. Основы ИТ (программирование, дизайн) 3. Углублённый материал по ИТ (программирование, дизайн) 4. Работа с олимпиадными заданиями по ИТ, программированию 5. Основы технологий работы в группе над информационными проектами. Организация ввода и вывода в языках программирования высокого уровня. Стандартные алгоритмы Написание 10-и технических заданий по заказам (10*1). опробованы внутригрупповые роли - исполнитель, ответственный исполнитель, руководитель группы Совместное принятие решения в творческом коллективе проиллюстрировано использование 3 техник связанных с пониманием условий заданий Принятие личного планирования как личной практики (10 %) Описание не менее 10 мини-проектов (10*1). знакомство с понятиями: функционал, коллективная ответственность проведено 2 тестировання по материалам олимпиад по информатике Поступление в ВУЗ через участие в олимпиадах Освоение основ работы с дизайнерским ПО Защита не менее 5 проектов отбор 5 человек потенциально способных к работе в качестве руководителя олимпиадной группы отбор 10 человек с максимальными показателями в выполнении олимпиадных заданий Повышение успеваемости (15 %) по ИТ, математике В проекте используются следующие формы организации деятельности: лекция, проектная деятельность, практическое занятие, отчёт, тренинг, защита проекта, презентация, аналитический разбор, консультация, тестирование, дистанционная лекция и т.д. Они проходят как в индивидуальном, так и в групповом вариантах (от 3 до 40 чел.). На схемах 1, 2 показаны режимы занятий, взаимосвязь и продолжительность процессов в модулях. Схема 1. Приблизительный режим занятий модуля «Фабрика программирования «ДО». Время Мероприятия 8:00 8:20 Подъём 8:30 8:50 Утренняя зарядка 8:50 9:00 Уборка постелей, утренний туалет 9:00 9:20 Завтрак 9:20 9:50 общий сбор 9:50 12:10 Учебный процесс 12:10 14:00 Учебный процесс / работа в фирмах 14:00 14:30 Обед 14:30 15:00 Учебный процесс/работав фирмах 16:00 17:00 СПОРТивные мероприятия 17:10 19:00 работа в фирмах 19:00 19:30 Ужин 19:30 20:30 Отчёт Работа в фирмах 20:30 21:00 Подготовка к вечернему мероприятию 21:00 22:00 культурномассовые мероприятия 22:00 23:00 подготовка к отбою 23:00 23:00 Отбой схема 2. Взаимодействие процессов и их продолжительность в 1 модуле представляет. Процесс направления 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день Имитационной экономической игры Введение в игру. Игра Игра Игра Игра Учебный Программисты Лекционно-практический Лекционно-практический, Консуль-тационный Лекционно-практический, Консуль-тационный Тренингово-проектный Дизайнеры Консуль-тационный Руководитель группы Проектирования Разработка описаний Постановка задач Реализация Реализация Защита Олимпиадный блок Тестирование В учебном процессе лекции идут параллельными потоками и каждый участник определяет свой набор. При этом существуют общие лекции, обязательные для всех. Для участников проекта предусматривается подготовка следующих раздаточных материалов: 1. Краткое описание условий игры. 2. Календарная схема школы. 3. Руководство по программированию (Си#). 4. Список источников (литература, Интернет, файлы) 5. Ссылки на источники по олимпиадам. Перечень требований к условиям осуществления программы школы по аудиторному фонду и учебному оборудованию (модуль 1 и 2) Вид материального обеспечения Наименование Количество Примечание Помещения аудитории для работы групп 5 работа в группах, чтение параллельных лекций, проведение отчётов. С размещением 8 комп. и 2 столов большой лекционный зал 1 чтение общих лекций и проведение установочных собраний актовый зал 1 организация мероприятий, комплект звукового оборудования. Можно объединить с лекционным залом. спортзал 1 проведение спортивных мероприятий организаторская 1 сборы кураторов. 2 комп.+принтер+ сканер (или мфу) Оборудование Комплект звукового оборудования 1 комп., микшер, усилитель, колонки, 2 микрофона компьютеры 50 рабочие компьютеры видеокомпьютер 2-5 укомплектована видеокартой с видеовходом МФУ 1 Принтер 1 Планшеты для рисования 6 можно 3 штативы 4 видеокамера 4 можно с кассетами 8 мм проекторы 5 надо суммарно набрать 5 устройств демонстрации. Это могут быть плазменные или ЖК телевизоры с возможностью подключения компьютера Программное обеспечение (на каждом комп.) СИ# Офис Растровый графический пакет Желательно Adob Photoshop Пакет векторной графики Corel или аналог Конфигурация сеть, выход в интернет, прописано 10 фирм со своими паролями, материалы хранятся на внешнем винчестере, подсоединённом к серверу. Внешний винчестер предоставляется нами. Дистанционное сопровождение Регистрация участников в проекте на сервере www.iq-server.ru за 2 месяца до начала проекта. Формы сопровождения учащихся и варианты индивидуальных маршрутов учащихся. Дистанционная поддержка через сервер проектов Ассоциации «ОДИ (НАДО)» http://www.iq-server.ru. Будет открыт проект, в котором участники будут получать консультационную поддержку как в групповом, так и в индивидуальном режимах. Индивидуальные траектории строятся в пространстве предметно-содержательном (программирование, дизайн, реклама, управление, проектная деятельность, …) и олимпиадном (личные олимпиады по программированию, командные олимпиады по информатике и т.д.). Пример индивидуального маршрута - направление «программирование СИ#», командная олимпиада по программированию. Участнику будет организованна: А) консультационная поддержка по обсуждению проекта, который он собирается реализовывать и консультационная поддержка по языку программирования СИ# с помощью, которого он собирается это сделать; Б) предоставлен набор заданий, типичных для командных олимпиад по программированию, и обеспечивается консультационная поддержка по решению этих задач; C) В каждом модуле, первых 10 человек по рейтингу (программирование) попадают во второй тур (дистанционный) проекта «Силиконовые долины мира. Индия.» Для них будет организована проектная поддержка: задания по программированию, задания по психологии командной работы, задания по организационной культуре, технический английский, бытовой английский. По результатам тура будут сформированы команды фирмы и запасные претенденты для поездки в Пуну (Индия). Формы и критерии оценки учащихся. Оценка участников проекта состоит из оценки успешности деятельности участников в трёх блоках: А) олимпиадные задачи разного уровня сложности; Б) групповая и индивидуальная проектная деятельность; В) учебная деятельность в рамках курса. При этом используются следующие формы: отчёт, тестирование, защита проекта, опрос и т.д. Экспертам задаются ориентировочные критерии для оценки, и они оценивают участников по 10-бальной системе. Эксперты могут дополнять систему критериев (следствие работы с вопросами открытого типа). Пример критериев: соответствие результатов планам, умение выделить причины неудачи, выявление удачных решений, соответствие способа решения содержанию задачи, адекватность ответов, структура презентации и её соответствие проекту, умение переформатировать вопрос и т.д. Подобные оценки всех экспертов по каждому участнику суммируются и образуют индивидуальный рейтинг участника (ИРУ) или групповой рейтинг (ГР). Конечный результат – ИРУ, ГР. Учебно-тематические планы. Модуль 1 «Фабрика программирования «ОД». № Наименование разделов, тем Базовые понятия Формы деятельности Количество часов Теория практика 1 Первичное тестирование алгоритм, язык программирования, ПО, алгоритмические структуры и т.д. тестирование 0 2 2 Разбивка на команды Опыт, личный интерес, личные знания, взаимодействие и т.д. собеседование, самопрезентация 0 1 3 Структура малых групп при разработке ПО Развитие группы, функционал, коммуникация, команда, роли. лекция-беседа 2 0 4 Корпоративная этика и сплочение коллектива. Корпоративная этика, кодекс, цен ности, принципы, миссия, коллек- тив, ответствен- ность. лекция-беседа, практическое занятие 2 2 5 Кто такой заказчик. Степень адекватности и можно ли с этим бороться? Заказчик, постановка задачи, история пользова теля, техника вза имодействия. Лекция, обсуждение 1 1 6 Личное планирование Задачи, действия, ресурс, самоорга низация, приори тет, таймменедж мент, алгоритм пла нирования, конвер тация ресурсов, лекция-беседа, практика, индивидуальные обсуждения 2 3 7 Планирование группы Уровни плани рования, глубина планирования, групповая цель, ресурсы, при оритет, конверта ция ресурсов, кон троль Лекция, семинарское занятие, обсуждение 2 3 8 Основы CИ# Программа, опе ратор, алгоритм, цикл, переменная, интерфейс, функ ция Лекция, практи ческие занятия, кон сультации, самосто ятельная работа 3 5 9 Основы Delphi (Основы VB) Программа, опе ратор, алгоритм, цикл, переменная, интерфейс, функ ция Лекция, практи ческие занятия, кон сультации, самосто ятельная работа 3 5 10 Тестирование ПО Тест, тестовое задание, дневник тестирования, альфа-тестирование и т.д. Лекция, практическое занятие, тест 1 3 11 Ошибки при программировании ПО Код ошибки, логическая ошибка, ошибка исполнения, ошибка компиляции, «зависание», баг. Лекция, обсужде ние, демонстрация 2 1 12 Дизайн ПО Эргономичность, юзабилити, интер фейс, психология восприятия, огра ничения дизайна… Лекция, обсужде ние, демонстрация, консультация 0 2 13 Дизайн Сайтов Цветовое решение, шаблон, дизайн текстов, этапы … Лекция, обсужде ние, демонстрация, консультация 0 2 14 Основы дизайнерского ПО Растровая графика, интерфейс гр. пакетов, примитив, слой …. Лекция, обсужде ние, демонстрация, консультация 0 4 15 Олимпиадная математика асимптотический анализ алгоритма, ряд, последова тельность, система счисления Лекции, прак тические занятия, консультации, самостоятельная работа 4 4 16 Алгоритмы Стандартные ал горитмы, циклы, вложенные циклы, ветвления, сложность алгоритма … Лекции, прак тические занятия, консультации, самостоятельная работа 4 4 17 Консультации по математике Последовательность, сложность алгоритма, системы счисления … Индивидуальные, групповые консультации, интернет поиск по рекомендациям 0 8 18 Олимпиадные задачи по программированию, ИКТ и информатике. Вопрос, задание, анализ задания, оптимизация, исходная информация .. Лекция, обсужде ние, демонстрация, консультация, прак тическое занятие, самостоятельная ра бота. 1 5 19 Обзор олимпиад по информатике, ИКТ и программированию (район, город) Тип олимпиады, этап, уровень, положение, регламент.. Лекция-обзор, практическое занятие, самостоятельные пробы 1 2 20 Разбор формулировки задачи. Техники понимания задачи схематизация, упрощение, переформулировка, аналогия Обсуждение, демонстрация 2 3 21 Отчёт Анализ работы, анализ ошибок, план работ, ответственность, самокритика, позитивная критика .. Выступление, презентация, обсуждение 0 5 22 Работа над заказом-проектом История пользователя, Самостоятельная работа, интернет-поиск, консуль тация, обсуждение, предпрофессиональная проба. 0 20 23 Интеллект-соревнование Логическое задание, систематезация, анализ … КВН, соревнование 0 5 24 Защита проектов Заказ, техническое задание …. Презентация, обсуждение 0 4 30 89 Примечание: возможна модификация тематического содержания через добавление/удаление отдельных тем, перераспределение часов между темами для учёта уровня подготовки участников. Общий объём часов изменяться не должен. Рекламно-информационное описание. Проект «Фабрика программирования «ОД» предназначен для школьников, интересующихся информационными технологиями, которые в дальнейшем хотят поступать в ВУЗы по специальностям: программирование, ИКТ. Возраст участников: 8-10 классы. В этом модуле участники знакомятся с технологиями разработки программных продуктов, осваивают современные технологии организации и работы коллектива разработческой фирмы. Материалом служат настоящие заказы и задачи олимпиад (до городского уровней). Есть возможность попробовать себя в различных профессиональных и организационных ролях (программист, рекламист, дизайнер, руководитель группы и т.д.). Устройство проекта представляет собой экономическую игру с блоками теоретической поддержки, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Проведение первого модуля возможно на площадках: Ачинский педагогический колледж, Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина, Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького. Второй модуль возможен на площадках: Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького, Енисейский педагогический колледж. Руководитель проекта: Конторин Владимир Александрович – председатель Ассоциации «ОДИ (НАДО)», директор АНО ЦНО «Эдиком». Имеет опыт разработки крупных программных продуктов в промышленных и научных областях. Научный консультант: Бутенко Андрей Викторович - к.ф.-м.н., доцент СФУ (г. Красноярск). Кураторы: студенты Вузов с информационным уклоном, с опытом разработки ПО, призёры всероссийских и международных олимпиад по программированию и ИКТ. Лекторы: руководители и сотрудники фирм Ай-Ти-направления, преподаватели вузов г. Красноярска. Более подробную информацию можно получить по т. 8(391) 293-14-65. Позиционный состав управленческой и педагогической команды. Модуль 1 «Фабрика программирования «ОД»: Позиция ФИО кол-во квалификация опыт руководитель Конторин В.А, 1 общее руководство, чтение лекций, работа с кураторами Разработка более 15 программ интенсивных школ, организация и проведение более 40 интенсивных школ, разработка ПО для пром.предприятий и научных целей, разработчик и организатор мероприятий по популяризации ИКТ (до 4000 уч. ) … Куратор будут определяться под срок проведения школы и уровень участников. 3- 4 проведение практических занятий, организация мероприятий, работа в группах, часть лекционного материала студенты профильных ВУЗов участие в \\\"Фабрике программирования\\\" в качестве участника или куратора, прохождение предсессионной подготовки, опыт разработки ПО, участие в олимпиадах по программированию и ИКТ. Эксперт будут определяться 1 чтение общих профильных лекций, консультации, работа с кураторами к.ф.-м.н. участие в \\\"Фабрике программирования\\\", в предварительных обсуждениях. Список литературы: 1. Справочное руководство Delphi 7 2. Справочное руководство Си# 3. Дмитрий Осипов, Delphi XE2, «БХВ-Петербург», 2012 4. Михаил Абрамян, Visual C# на примерах, «БХВ-Петербург», 2008. 5. Справочное руководство VB 6. Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. — СПб: Символ-плюс, 2010. — 272 с. 7. Бебина О. И. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Формирование педагогической мобилизационно-функциональной компетенции студентов ВУЗа» 8. Головач В. В. «Дизайн пользовательского интерфейса: Искусство мыть слона» 9. А. К. Гультяев, В. А. Машин, Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса, Корона-Принт, 2007, 352 ст. 10. С. Браун, Visual Basic 6. Учебный курс, Питер, 2007 г., 576 ст. 11. Курушин В.Д, Дизайн и реклама, ДМК Пресс, 2006 г., 272 с. 12. Бердышев С.Н., Искусство оформления сайта, Дашков и Ко, 2010 г.,148 с. 13. Алистэр Коуберн, Лори Вильямс, Парное программирование: преимущества и недостатки, http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=613 14. Humphrey, W.S., A Discipline for Software Engineering. SEI Series in Software Engineering, ed. P. Freeman, Musa, John. 1995: Addison Wesley Longman, Inc. 15. Humphrey, W.S., Introduction to the Personal Software Process. 1997: Addison-Wesley. 16. Cockburn, A., Crystal \\\"Clear\\\": A human-powered software development methodology for small teams, Addison-Wesley, 2001, in preparation. 17. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. 18. Барлас Т.В. От конфликтов к обретению Я. //Популярная психология М.: Academia, 1997 19. Социальная психология. Под ред. Журавлева А.Л. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с. 20. Келли Л.Мэрдок, 3DS max 4, Москва, С.-П., Киев, 202 с. 21. Ананьев А.И., Фёдоров А.Ф., Самоучитель VBasic 6.0, СПБ, 2000 г. 22. Галисеев Г.В., Программирование в среде Delphi 7, Москва, 2003 г. 23. Сафронов И.К., VBasic в задачах и примерах, СПБ, 2006 г. 24. Андреев А.Г. и др., Microsoft Windows 2000/ Server и Professional. Русские версии, СПБ, 2003 г. 25. Хомоненко А.Д. и др., Delphi 7, СПБ, 2007 г. 26. Юров В.И., Assembler практикум, СПБ, 2004 г. 27. Кузан Д.Я., Шапоров В.Н., Программирование WIN32 API в Delphi, СПБ, 2005 г. 28. Роббинс Д., Поиск и устранение ошибок в программах под Windows, Москва, 2005 г. 29. Долинский М.С., Решение сложных и олимпиадных задач по программированию, СПБ, 2006 г. 30. Бенкен Е.С., PHP, MySQL, XML: программирование для интернета, СПБ, 2008 г. 31. Чернорудский И.Г., Методы принятия решений, СПБ, 2005 г., 2008 г. 32. Пауэлл Томас А., Уитворд Дэн, HTML: справочник программиста, Москва-Минск, 2003 г. 33. Бобровский С., Delphi6 и kylix: библиотека программиста, СПБ. 2002 г. 34. Сэм Ллойд, Математическая мозаика, Москва, 1995 г. 35. Маров М.Н., Энциклопедия 3DS MAX 6, СПБ, 2005 г. 36. Культин Н.Б.,Delphi в задачах и примерах, СПБ, 2008 г. 37. Уэбстер, Гордон, Планирование и управление проектами для менеджеров, Москва, 2006 г. 38. Болски М.И., Язык программирования СИ. Справочник, Москва, 1988 г. 39. Рудакова Г.М., Конычев А.Н., Лукенский П.Н., Информатика и вычислительная техника: сборник текстов по программному и аппаратному обеспечению для студентов и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по специальности 220400, Красноярск, 2005 г. 40. Белунцов В., Новейший самоучитель по работе с видео на компьютере, Москва 2002 г. 41. Ведение переговоров и разрешение конфликтов, под ред. Харитонова Е., Москва, 2008 г. 42. Жув Д., Массони Д., Подбор персонала, СПБ, 2003 г. 43. Бйджелоу С., Железо ПК. Хитрости, СПБ, 2006 г. 44. Галисеев Г.В., Ассемблер IBM PC, Москва, 2004 г. 45. Лапин А.Н., Стратегическое управление современной организацией, Москва, 2004 г. 46. Петцольд Ч., Программирование с использованием Microsoft WindowsForms. Мастер класс.,Москва, 2006 г. 47. Алан Купер, Психбольница в руках пациентов. СПБ, 2004 г. 48. Красиков И.В., Красикова И.Е., Алгоритмы. Просто как дважды два. Москва, 2006 г. 49. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П,, Забавная арифметика. Москва, 1991 г. 50. Ворожейкин И.Е,, Кибанов А.Я., Захаров Д.К, Конфликтоглогия. Москва, 2002 г. 51. Смирнов В.И., Уроки программирования: Pascal Delphi. Красноярск, 2002 г. 52. Милов А.В. Основы программирования в задачах и примерах. Харьков, 2003 г. 53. Лутц Роберт А. Восемь законов Крайслер: законы бизнеса, которые сделали Chrysler одной из самых успешных в мире автомобильных корпораций. Москва, 2004 г. 54. Чен М.С,, Грифис С.В,, Изи Э.Ф. Программирование на JAVA: 1001 совет. Минск, 1997 г. 55. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура: учебное пособие. Минск, 2006 г. 56. Остерлох Хезер TCP/AP/Симейство протоколов передачи данных в сетях компьютеров.СПБ, 2002 г. 57. Мэрдок, Келли Л. 3DS MAX 4.Библия пользователя. Москва, 2002 г. 58. Боресков А.В. Расширения Open GL. СПБ,, 2005 г. 59. Краснов М.В, Open GL. Графика в проектах Delphi. СПБ, 2002 г. 60. Крупник А., Изучаем СИ. СБ, 2002 г. 61. Красиков И.В., Красикова И.Е., Изучаем СИ++. Просто как дважды два. Москва, 2005 г. 62. Кондрашов А.П. Большая книга занимательных фактов в вопросах и ответах. Москва, 2007 г. 63. Пономаренко С., CorelDraw 8. СПБ, 1998 г. 64. Кэрол Ойстер Социальная психология групп. Эффективная работа с людьми. СПБ, 2004 г. 65. Джонс Э., Оланд Дж. Программирование в сетях Microsoft Windows. Мастер класс. Москва, 2002 г. 66. Любавин С.А Программирование на Delphi Win32, Москва, 2008 г. 67. Люк Хэрриот Первые шаги. Цифровой дизайн. Москва, 2006 г. 68. Айриг С., Айриг Э. Сканирование – профессиональный подход. Минск, 1999 г. 69. Брюс Робертсон, Интенсивный курс рисования. Минск, 2000 г. 70. Кортлэнд Л. Бове, Уильям Ф. Аренс, Современная реклама. Тольятти, 1995 г. 71. Кен Ауэр, Рой Миллер, Экстремальное программирование: постановка процесса. С первых шагов и до победного конца. СПБ, 2004 г. 72. Шевякова Д.А., Степанов А.М., Карпов Р.Г., Самоучитель Visual Basic 2005. СПБ, 2007 г. 73. Гарнаев А.Ю. Самоучитель VBA. СПБ, 1999 г. 74. Малышев С.А,, Самоучитель VBA. Как это делается в Word, Excel, Access. СПБ, 2001 г. 75. Ратбон Э., Модернизация и ремонт ПК для «чайников». Москва, 2000 г. 76. Рейнхардт Р., Ленц Д., Flash 5. Библия пользователя. Москва, 2002 г. 77. Буляница Тамара, Дизайн на компьютере., Питер, 2003 г. 78. Интернет ресурс – электронная библиотека http://domaknig.net/personalniykomputer/webrazrabotki/ 79. Интернет ресурс – электронная библиотека http://bookwar.ru/ 80. Интернет ресурс – электронная библиотека http://www.litru.ru/